Доклад представлен в рамках сетевой научно-практической конференции «Аспекты информатизации образования: информационная безопасность (опыт, проблемы, перспективы)»
Представить современного человека без Интернета уже практически невозможно. Мы читаем новости, узнаем прогноз погоды, расписание транспорта, слушаем музыку, смотрим фильмы и даже работаем в сети. Это мы, взрослые, выросшие на умных и добрых книжках, игравшие в «классики» и «казаки-разбойники» во дворах. Что уж говорить о детях, которые потребность во «всемирной паутине» впитали практически с молоком матери?
Понятно, что без Интернета они уже не мыслят своего существования. Вот только вопрос: что же ищут в сети наши дети? Наверное, многие родители, оставляя ребенка наедине с компьютером, уверены, что любимое чадо готовится к урокам, ищет что-то полезное для докладов и рефератов или участвует в каких-нибудь образовательных проектах. Так ли это на самом деле, исследовала «Лаборатория Касперского». Вот тематика первой тройки сайтов, которые чаще всего посещают российские дети: социальные сети (59,6%), Интернет-магазины (9,1%), порнография, эротика (8,8%). Впечатляет, не правда ли? И это только по данным «Лаборатории», которые основывались на том, как компонент «Родительский контроль» срабатывает на различных ресурсах. Но мы прекрасно понимаем, что этим контролем пользуются далеко не все родители. Хочу подробнее остановиться на самых, казалось бы, безобидных сайтах из этой тройки лидеров – на социальных сетях. Основная их функция – поддерживать общение между людьми. И, на первый взгляд, это неплохо: можно общаться со своими одноклассниками или с друзьями по летнему лагерю, живущими далеко от тебя, можно находить новых друзей. Вот только социальные сети, которые специально созданы для детей (детский проект «Вебики», портал Бибигоша, телеканал «Карусель») школьникам не интересны. Они выбирают для общения те же сервисы, что и взрослые («Одноклассники», «ВКонтакте», «Мой Мир», «Facebook», «Twitter»). Большинство подростков предпочитают «Вконтакте». Хотя, когда эксперты все той же «Лаборатории Касперского» проанализировали контент наиболее популярных среди россиян социальных сетей с целью выявления уровня их опасности для подростков, выяснилось, что наиболее популярная соцсеть является и наиболее опасной. Именно здесь практически в свободном доступе представлен контент, не предназначенный для детских глаз, прежде всего, это порноконтент и материалы, посвященные суициду. Именно поэтому ряд сенаторов предложил запретить регистрацию в социальных сетях школьников моложе 13 лет. Их поддержали глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко и уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов. Наверное, это было бы правильным решением, потому что сейчас во всех соцсетях, кроме «Facebook», дети могут заводить аккаунты, начиная с 6 лет. Но кто помешает ребенку добавить себе пару-тройку лет при регистрации и как это можно отследить? Ответ простой: никто и никак. Если уж мы никак не можем избавиться от врага под названием «социальная сеть», надо попытаться заключить с ним пакт о ненападении. Тем более что некоторые психологи считают, что Интернет дает детям дополнительные возможности развития коммуникативных способностей. Итак, с чего начать? Родитель вы или учитель, но если у вас есть аккаунт в социальной сети, подружитесь со своим ребенком или учеником, не отталкивайте его. Лично я зарегистрирована во многих социальных сетях и везде мои ученики – среди моих друзей. Новости, которые поступают в публичную ленту, могут многое рассказать вам о том, чем и как живет подросток. Проанализировав странички своих учеников, я заметила, что с родителями дружат в сети только 1,5%. Почему? На этот вопрос дети отвечали так: «Им со мной не интересно», «У нас разные вкусы», «Мама меня просто не поймет». Значит, дело не в нежелании детей делиться? Они с удовольствием «зафрендят» учителя. Но даже не попытаются общаться с родителем. Почему? У меня ответ один: они не привыкли даже к вербальному общению внутри семьи. Боязнь быть непонятым, не услышанным отталкивает их от родителей и бросает в общение с другими взрослыми. Чтобы с ребенком не случилось беды, подружитесь с ним, отслеживайте ленту его новостей. Я не призываю вас шпионить за ним, просто будьте в курсе его дел, проблем. Как вариант нескучного и небесполезного проведения времени в соцсети – это участие в группах. Есть, конечно, группы довольно странные, а подчас и опасные. Но есть и те, которые могут многому научить. Вот, например, официальная группа издательства «Просвещение. Иностранные языки» «ВКонтакте». Она полезна не только учителям, которые могут своевременно узнавать обо всех новинках издательства, но и школьникам. Здесь можно поучаствовать в конкурсах, пополнить свой вокабуляр, улучшить знания грамматики. Сообщество «ABBYY® Lingvo®» поможет в переводе слов (прекрасный он-лайн словарь, не чета многим переводчикам), даст инструкции по работе с электронными словарями и расскажет разные интересные факты иностранных языков. Увидев, с каким интересом мои ученики участвуют в жизни этих групп, я решила, что пора организовать что-то свое. Так появился «филиал» сайта «Сообщества учителей английского языка» как группа «ВКонтакте». Мы также проводим конкурсы и викторины, даем рекомендации, как лучше готовиться к экзаменам, объясняем непонятное. А еще мы научили детей читать и слушать книги, смотреть фильмы на английском языке. И мы можем быть спокойны за те фильмы, которые они посмотрят у нас. Еще немного из личного опыта: уже года три я рассылаю дополнительные задания ученикам просто в личных сообщениях. Или вывешиваю на своей странице. Поверьте, отговорок «я не записал», «я не понял», «я не знал, что задали» теперь нет. Все знают, что если возникают какие-то проблемы с выполнением задания, мне всегда можно задать вопрос, а к творческим конкурсам я дополнительно даю ссылки на полезные, лично проверенные сайты. Естественно, что наше общение с учениками не ограничивается только заданиями «сделай так». Увидев, что их учитель такой же человек, как и они («Ой, а вы тоже «сидите» «ВКонтакте»?»), подростки стали более общительными, научились доверять мне. Все мои советы основаны только на личном опыте. Много ли времени отнимает у меня такая работа? Не настолько, чтобы ее бросить… Используемые ресурсы: «Российские школьники предпочитают взрослые социальные сети» http://www.chaskor.ru/news/rossijskie_shkolniki_predpochitayut_vzroslye_sotsialnye_seti_22727 «Интернет и социальные сети: благо или зло?» http://www.therapy.by/articles/internet_i_sotcialnie_seti_blago_ili_zlo/ «Подросток в сети. Вред или польза?» http://pomospsi.my1.ru/index/podrostok_v_seti_vred_ili_polza/0-128 «Что интересно детям в сети?» http://www.securelist.com/ru/blog/207768864/Chto_interesno_detyam_v_seti «Не ходите, дети, в социальные сети» http://www.towave.ru/pub/v-chem-opasnost-sotsialnykh-setei-dlya-podrostkov.html «Какая социальная сеть безопаснее? Для детей – «Одноклассники». http://raionplus.ru/publitsistika/556-kakaya-sotsialnaya-set-bezopasnee-dlya-detej-odnoklassniki
|