Над этим вопросом два года билось Министерство образования и, наконец, разродилось «Профессиональным стандартом педагога». Если он вступит в силу, как грозят, с 2015 года, в наших школах может вовсе не остаться учителей.
Похоже, что лавры Деда Мороза не дают покоя Министерству: то перед новым учебным годом «осчастливит» учеников обязательной школьной формой, то вот сейчас выдумывает новые требования для учителей. Наверное, они там не знают, что желающие работать в школе не стоят в очереди, а выпускники педагогических вузов соглашаются на любую другую работу, только не по специальности. Из тех же, кто настойчиво продолжает сеять разумное, доброе, вечное, большая часть — люди предпенсионного и пенсионного возраста. Как им угнаться за всеми нововведениями?
Что же должен знать и уметь любой современный педагог? Обязательно выучить хотя бы один иностранный язык, чтобы вместе с учениками пользоваться иноязычными источниками информации. Никто не спорит, знать языки в наше время необходимо, но живое воображение сразу нарисовало картинку: трудовик вместе с детьми переводит с китайского языка инструкцию по производству скворечников или табуреток. Мало того, учитель, оказывается, должен владеть методами музейной педагогики и организации экскурсий. Тоже, наверное, дело хорошее: изучив скворечник, тот же трудовик с легкостью проведет экскурсию по «Третьяковской галерее», отодвинув в сторону профессиональных гидов. После этого ему всего-навсего останется освоить приемы психодиагностики, научиться работать с компьютером (да не просто печатать тексты или создавать презентации, а проводить видеоконференции, вести уроки по скайпу, дистанционно проводить консультации и исправлять неполадки в работе компьютера).
Кроме того, учитель должен уметь работать с абсолютно разными учениками: и с одаренными, и с мигрантами, с девиантным поведением и даже с синдромом Дауна. Да не просто работать, а «адекватно реагировать на неформальное обращение ученика к учителю». Вот подойдет к математичке мальчик Вася и неформально выскажет ей в лицо все, что он думает о ней и ее математике, и учительница примет это как должное, адекватно среагировав, а может, даже отправится в том направлении, в каком ее Вася и пошлет. А что будет, если детей одаренных и с синдромом Дауна собрать в одном классе? Конечно, все дети должны получать образование, но есть специалисты: врачи, психологи, логопеды, которые не зря несколько лет учились работать с непростыми категориями детей. Почему-то раньше всегда были коррекционные классы и даже школы, где трудились обученные специалисты, были и школы для одаренных детей, которые воспитали не одну сотню ученых. Наверное, стало невыгодно иметь специалистов, легче переучить учителя и, как водится, без отрыва от его непосредственной деятельности.
Добрые министерские работники продумали все до мелочей, даже то, кто и как будет проверять, соответствует педагог стандарту или нет. Кроме школьного и районного начальства, его будут оценивать коллеги и общественность (читай родители учеников). Вот уж тут-то мамы двоечников и хулиганов смогут вволю порезвиться, отомстить надоедливому учителю.
Честно говоря, от Минобра никто уже давно не ждет ничего хорошего. Всем понятно, что там сидят люди, которые никогда не работали в школе, а живых детей видели только своих собственных, и то поздним вечером или во время каникул где-нибудь на иноземном юге. Их представления о современных детях и учителях из какой-то другой реальности. Очень бы хотелось посмотреть, как они сами проводят экскурсии, работают с разными категориями учеников, исправляют неполадки в компьютере. К сожалению, нам этого не покажут, мастер-классы министры не дают. Читать полностью
|