Неслучайные в школе
День учителя – праздник, который ежегодно отмечается в нашей
стране в начале октября, - хороший повод, чтобы побеседовать о проблемах
образования с теми, кто, несмотря на низкие зарплаты и растущее неуважение
окружающих, продолжает сеять разумное, доброе, вечное. Вот, например, Галина
Ведь, учитель английского языка школы №3, почетный работник образования,
преподающая в одной и той же школе уже более двадцати лет.
- Сейчас в школах редко можно встретить молодых учителей. А
как было в то время, когда вы начинали работать. Помните, что вас привело в
педагогику?
- Не скажу, что профессией учителя я бредила с детства.
Периодически возникали разные желания по поводу будущего занятия, причем
диаметрально противоположные. О том, чтобы стать учителем разговор зашел
серьезно, когда я училась в девятом классе. Я обожала литературу и русский, с
удовольствием занималась английским, любила уроки географии и биологии. Перевес
в сторону английского языка был сделан не случайно. Здесь важную роль сыграла
личность моей учительницы английского языка – Валентины Николаевны Галаниной,
человека необыкновенного во всех отношениях. Она же продолжала меня учить,
когда я уже вернулась в родную школу работать: добрым словом, грамотным
советом, ежедневной поддержкой. Да, сейчас выпускники вузов неохотно идут в
школы по вполне понятным причинам: низкая оплата труда, высокий уровень
ответственности, отсутствие престижа профессии, чему весьма способствует наш
кинематограф, представляющий школу скопищем бездарных и наглых учеников и
учителей, в массе своей старых стерв и любителей выпить. Шутки про физрука и
трудовика кочуют из одной программы в другую. Про передачи Андрея Малахова
последних лет накануне Дня учителя вообще говорить не хочу, гадко становится…
Все это выбивает почву из – под ног у тех, кто добросовестно работает,
воспитывая и обучая, не сбегая из города в поисках лучшей доли в Москву, у тех,
кто верен профессии. А таких учителей в Александрове немало, и люди эти –
неслучайные в школе.
- Когда-то признанными столпами педагогики были И.Г.Песталоцци,
К.Д.Ушинский, позже все работали по системе Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Л.В.
Занкова. Есть ли в современном образовании авторитеты?
- Увы, героями нашего времени становятся совсем не те, кому
нашим детям подражать следовало бы. Авторитеты в педагогике, такие, как
Песталоцци, Ушинский и иже с ними уже не могут дать ответ на вопросы,
беспокоящие современных педагогов. Труды их читаются сейчас скорее, как
романтическая литература. К сожалению, эти ниши пока не заполнены, а
необходимость в этом уже давно существует.
- Галина Александровна, а что такое, на ваш взгляд новая
школа? В чем ее плюсы и минусы?
- На моей памяти каких только экспериментов над педагогикой не
проводили. С сожалением признаю, что не все изменения были благодатными.
Лихорадит образование и сейчас, но связано это с неотвратимой необходимостью
перестраивать его в свете новых требований времени. Превращение нашего мира в
«глобальную деревню», где все страны связаны друг с другом не только
политически, но экономически и культурно, заставляют нас идти по пути
модернизации, внедрения информационно – коммуникационных технологий в процесс
обучения. Дело это новое и нелегкое, но помощь государства на этом пути ощутима
и прозрачна: компьютеризация классов, внедрение новых Федеральных
Государственных Образовательных Стандартов, более внимательное отношение к
детям – инвалидам, обеспечение школ автобусами для подвоза детей. Такого
размаха на моей памяти еще не было. Другой вопрос – насколько эффективными
будут результаты. На мой взгляд, чрезмерное увлечение информатизацией и
компьютеризацией несколько отодвинуло живое общение между учителем и учеником
на задний план, усложнение школьной программы и ориентация на ЕГЭ заставляет
родителей оплачивать недешевые услуги репетиторов иногда сразу по нескольким
предметам. Экономическая ситуация в Александрове, да и в стране в целом,
вынуждает родителей учащихся работать в других местах. Увеличивается количество
неполных семей, что вызывает разрыв в привычной для всех цепочке «Родитель –
Ученик – Учитель», а без опоры друг на друга, и без опеки ребенка с обеих
сторон, ждать, что воспитательный процесс будет успешным, не приходится. Как
изменить ситуацию? Вопрос явно непростой и конкретного ответа на него в
ближайшее время мы, скорее всего, не получим. Слишком далеко все зашло, и, дай
Бог, чтобы этот процесс не стал необратимым.
Елена СИБИРИНА,
фото из архива Галины
ВЕДЬ.
Материал опубликован в газете "Уездный город А"
|