Поликультурное образование современного школьника включает изучение английского языка как важного предмета, необходимого для успешной социализации в современном многоязычном мире. Английский язык является предметом филологического цикла и формирует коммуникативную компетенцию школьника, способствуя его языковому развитию, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и формированию социальных умений — вместе с русским языком, литературой, а также другими гуманитарными учебными предметами. В свете современных требований к результатам школьного образования обучение иностранным языкам предполагает интегративный подход. В ходе образовательного процесса по предмету «иностранный язык» необходимо не только развивать умения иноязычного речевого общения, но и решать задачи воспитательного, развивающего, в том числе культурного, межкультурного и прагматического характера.
Для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который можно применять как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
«Разработанный еще в первой половине двадцатого века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные трудности»[1]. Ни учителя, ни ученики еще не успели привыкнуть к проектной деятельности, поэтому зачастую путают ее с другими видами самостоятельных работ: докладами, рефератами, выступлениями перед классом или группой. Здесь нужно учитывать, что проект всегда направлен на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата и может включать в себя все вышеперечисленные виды самостоятельных работ, но только как способ достижения результата. Чем же хорош проект для ученика?
Он позволяет проявить себя, раскрыть свои склонности и таланты, показать свои знания и умения. Кроме того, в ходе работы над проектом ученики решают интересные и социально важные проблемы, что делает процесс обучения увлекательным и значимым для учащихся.
Ступницкая М.А. в своем пособии «Что такое учебный проект?» выделяет ряд характерных особенностей для этого метода обучения: Наличие проблемы, которая имеет значимый для ученика характер, мотивирует его на поиски решения. Реально достижимая цель — ожидаемый результат, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. Предварительное планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие действия по ее достижению. Осуществление плана — изучение литературы и отбор информации, исследования, опросы, эксперименты, наблюдения и т.п. Создание проектного продукта, который должен удовлетворять потребности человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен проект. Отчет о проделанной работе — письменная часть, в которой описываются все этапы работы. Презентация проекта — публичная защита, в ходе которой автор не только рассказывает, что и почему он сделал, но и демонстрирует приобретенную компетентность. Самооценка и рефлексия — оценка не только своих достижений, но и того, чему он научился в ходе работы, какой жизненный опыт он приобрел.
По своей типологии проекты можно разделить на: информационный; исследовательский; практико-ориентированный; творческий; игровой; ролевой.
Проект, над которым работали учащиеся разных классов МБОУ СОШ № 1, можно назвать смешанным. В нем сочетались информационный и творческий тип проектов.
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа[2].
То есть развитию патриотизма в воспитательном процессе должно уделяться большое внимание. Но учебные пособия не всегда соответствуют требованиям времени. Учитывая, что наш родной город Александров имеет богатую историю, а в 2013 году будет отмечаться пятисотлетний юбилей Александровского Кремля, мы с учениками решили создать журнал о прошлом и настоящем Александрова, о выдающихся людях, имена которых прочно связаны с нашим городом, о любви детей к своему родному городу.
Итак, проблема обозначена, цель видна, следующий этап — планирование работы. К этому ребята приступили с большим энтузиазмом, а в ходе обсуждения старались учитывать не только необходимые пункты плана для достижения нашей цели, но и способности и возможности каждого ученика, занятого в проекте. Первым делом мы обсудили вопросы географического положения Александрова, историю города, запланировали посещение музеев: литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых, Александровского художественного музея, и, конечно, музея-заповедника «Александровская Слобода».
Следующим этапом было участие в мейл-арт проекте «Александровскому Кремлю — 500 лет» (www.2013.alexnews.info). Прежде всего ученики ознакомились с самой идеей мейл-арта — искусством оформления почтовых конвертов и открыток, узнали о том, как создавались открытки в разные времена истории России, побывали на почте и научились правильно оформлять открытки и конверты. Детям было предложено самостоятельно создать открытку (это мог быть рисунок, аппликация, коллаж), посвященную Александровскому кремлю, подписать ее и отправить по почте. Вооружившись знаниями, полученными во время экскурсии в музей, красками и фантазией, ученики создали очень интересные работы, некоторые из которых были опубликованы на сайте мейл-арт проекта.
Далее было совместно решено принять участие в районном детском литературном конкурсе «Почему я люблю природу родного края», хоть и проводился этот конкурс на русском языке. Школьники решили, что для более глубокого изучения своей малой родины, для того чтобы легче было выразить потом свои мысли и чувства на английском языке, нужно уметь говорить о том, что ты любишь и почему, по-русски. Было создано несколько работ, коллегиально отобраны самые лучшие и отправлены на конкурс. В результате — наши ребята оказались в числе лауреатов и получали награды из рук директора Литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых и писателя Михаила Бару.
Участие в этих двух конкурсах по ходу работы над своим собственным проектом увлекло ребят: они поняли, что тема, которой мы занимаемся, интересна не только им, что их труд вполне может быть востребован и их знания и умения не пропадут даром.
Следующим «подстегивающим» этапом стало участие в областном конкурсе сочинений на английском языке «I Love My Birthplace». Уже наученные выражать свои мысли и чувства, теперь ребята с удовольствием признавались в любви своей малой родине по-английски. Параллельно с участием в конкурсах продолжалась работа над проектом. Собранная информация обсуждалась и обрабатывалась. В результате этого появилось несколько направлений нашей работы: География Александрова[3] История города[4] Достопримечательности Выдающиеся люди Современный взгляд на город
Так как в проекте были заняты ученики с разным уровнем языковой подготовки, мы допустили первичное представление материалов как на английском, так и на русском языке.
Продуктом нашего проекта стал журнал на двух языках — русском и английском: «Александров — град мой чудный» или "Alexandrov, My Wonderful Town”. Журнал уже готовится к публикации.
Публичная защита проекта — презентация — прошла в школе для учеников разных классов и учителей английского языка и истории. Вообще публичное выступление, самопрезентация собственной компетентности — одно из важнейших умений, которое учащиеся приобретают в ходе проектной деятельности. Умение кратко, убедительно, ярко рассказать о себе и своей работе востребовано в современном обществе.
Заключительным этапом стал отчет учеников о проделанной работе, рефлексивная оценка. Ребята проанализировали, что удалось, а что нет, почему что-то не получилось, все ли усилия были приложены, чтобы преодолеть возникавшие трудности, дали оценку и собственным действиям, оценили приобретенный опыт.
Составляя отчет, мы использовали следующий шаблон: Тема моего проекта: … Цель моей работы: … План работы: … Я начал свою работу с … Потом я приступил к … В ходе работы я столкнулся с такими проблемами: … Чтобы справиться с ними, я … Если бы я начал работу заново, я бы… Работа над проектом показала мне, что… Работая над проектом, я научился: …
В ходе реализации проекта мы пришли к следующим выводам: именно в проектной деятельности школьники учатся самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения; важное умение, приобретенное в ходе работы, — применять на практике полученные знания; учитель перестает быть единственным источником знания, а лишь подсказывает детям путь поиска необходимой информации, приучая их к самостоятельности; проектная деятельность — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала; интересная работа — стимул к дальнейшему изучению предмета.
Литература:
[1] Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: — Первое сентября. 2010 [2] А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России» [3] Округ Александров. М.: — ЕвроАзия Экспресс. 2005 [4] Александровская слобода. Владимир. 2009
Материал опубликован в Интернет-издании для учителя "Иностранные языки"
Источник: http://iyazyki.ru/2012/04/proekt-alexandrovgrad/#more-4442 |